История школы

Из истории князей Васильчиковых в деревне Скурыгино

В конце 70-ых годов 19 века владелицей имения стала третья дочь Петра Алексеевича Васильчикова – Екатерина Петровна, фрейлина царицы Александры Федоровны.

Екатерина Петровна много времени уделяла земской деятельности, где имела большое влияние, ездила по приютам, отбирала одиноких девочек, устраивала их в своей усадьбе, учила в школе, мастерских, обучала трикотажному делу и вязанию кружев, некоторые работали на скотном дворе, вели молочное хозяйство.

Когда девушки достигали возраста, те, кто выделялся своими способностями, продолжали учебу в Москве. Например, учительница села Якшино,  Чуклова, тоже была воспитанницей Екатерины Петровны. Она окончила учительскую семинарию, преподавала в Скурыгинской школе, а потом в Якшино до 1970 года.

Для своих воспитанниц и девочек окрестных деревень Васильчикова устраивала на Рождество, Пасху и другие праздники спектакли, одаривала подарками. Рассказы бывших воспитанниц полны благодарности Екатерине Петровне. Известно, что в предреволюционные годы, когда деревенская молодежь потянулась в революцию, Васильчикова помогала революционерам из деревни Ходаево и других деревень.

Во время революции Екатерина Петровна была арестована, Ходаевские чекисты опознали и освободили ее из заключения. Однако, имение было конфисковано, разграблено, потом организован Дом красногвардейцев. Екатерина Петровна уехала в Тулу, где преподавала иностранные языки. В 1936 году Васильчикова приезжала в свое имение. Она была очень довольна, что  в усадьбе продолжается ее дело воспитания,  сохранилось здание, которое было ею построено под богадельню в 1883 году.

Скончалась Екатерина Петровна Васильчикова в 1940 года.

«Школа не для трудных детей, а для тех, кому трудно!»

20-е годы 20-го века, после революции и гражданской войны, в стране разруха, голод, бродят дети беспризорники, правительство, заботясь о будущем страны, создает комиссию по борьбе с беспризорностью при ВЦИК.

1 декабря 1927 года, при содействии Н.К. Крупской, по решению этой комиссии, в бывшем имении князей Васильчиковых, был открыт ИТВ – Институт Трудового Воспитания «Новая Жизнь» им. Дзержинского. Институт планировался и реализовал себя не только как воспитательное учреждение, но и как научно-исследовательский центр, где велась работа по изучению психики трудновоспитуемых подростков, вырабатывались методы обучения, привлекались лучшие педагогические силы.

В период войны и сразу после ее окончания в ИТВ поступают дети войны, оставшиеся без родителей. В 1945 году открывается школа со средней образовательной программой.

С 1974 Институт Трудового Воспитания был переименован в специальную общеобразовательную школу, а с 1994 г. спецшкола стала Государственным учебно-воспитательным учреждением закрытого типа для детей и подростков с девиантным поведением.

В течение всех этих десятилетий  накапливался опыт работы с девочками, нуждающимися в особых условиях обучения.

В настоящее время школа специализируется на коррекции, реабилитации и социальной адаптации « трудных подростков».

За это время в школе сложилась учебно-воспитательная система по исправлению недостатков характера подростков и формированию полноценных граждан. 

Деятельность ГСУВУ для детей и подростков с девиантным поведением «Чеховская специальная общеобразовательная школа закрытого типа» осуществляется в соответствии с п. 2 ст. 15 Федерального закона от 24 июня 1999 г. 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», Типовым положением о специальном учебно-воспитательном учреждении для детей и подростков с девиантным поведением от 25. 04. 1995 г., Конвенцией о правах ребенка, Уставом Чеховской специальной общеобразовательной школы закрытого типа. 

Школа принимает для содержания, воспитания и обучения девочек  в возрасте от 11 до 18 лет, направленных по Постановлению суда, на срок до 3 лет, на основании постановления Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, заключения психолого-медико-педагогической комиссии и с согласия несовершеннолетних, достигших возраста четырнадцати лет, их родителей или иных законных представителей.  Расчетная наполняемость ЧСШ в соответствии с лицензией составляет 40 человек. 

«Перевоспитанием» девочек занимается профессиональный, дружный коллектив педагогов, многие из которых заслуженно носят звания  «Почетного работника народного образования РФ», « Заслуженного работника образования МО», за успехи в работе награждены Именной премией Губернатора МО, отмечены грамотами Министерства образования МО.

Проанализировав контингент несовершеннолетних, поступающих в Чеховскую специальную общеобразовательную школу, мы видим, что это, как правило, подростки из неблагополучных семей, педагогически запущенные, характеризующиеся стойкой асоциальной направленностью в поведении. В связи с этим основной задачей в работе школы является осуществление личностно ориентированного подхода в учебно-воспитательном процессе через создание оптимальных психолого-педагогических условий для развития и реализации индивидуальных способностей каждой воспитанницы. 

Реабилитационная работа начинается сразу при поступлении воспитанницы с обследования психологом, психотерапевтом, которые выявляют уровень педагогической запущенности, психо-эмоционального состояния, состояния здоровья. На основе заключения специалистов даются рекомендации для дальнейшей работы с подростком, который основывается на системно-комплексной диагностике. Комплексный подход к диагностике дает возможность получить ряд объективных количественных и качественных результатов, которые позволяют в наибольшей степени выявить характер проблем воспитанниц и определить пути их реабилитации.

Каждые шесть месяцев психолого-медико-педагогическая комиссия школы рассматривает динамику реабилитационного процесса и вносит коррективы в индивидуальный план работы с воспитанницей.

Добиваться определенных результатов в работе позволяет материально-техническая база школы.  Девочки занимаются в светлых, оснащенных всем необходимым кабинетах. Ежегодно пополняется учебный фонд библиотеки. Педагоги в своей работе широко используют компьютеры, мультимедийную систему.

Для проведения медицинской  реабилитации в школе имеются: физиокабинет, стоматологический, массажный, гинекологический, процедурный, приемный кабинет, кабинет психоневролога, бокс. Два раза в год нашими специалистами проводится развернутое  обследование   (анализы, ЭКГ, УЗИ). Проводится флюорография, делаются прививки по возрасту и показанию (грипп).

Пищеблок отвечает всем современным требованиям СанПиН. Это просторная, рассчитанная на 40 посадочных мест столовая, повара которой, настоящие мастера своего дела. 

Девочки живут в небольших, но по-домашнему уютных комнатах, рассчитанных на 1-3 человек. 

Для каждого отряда отведена своя комната отдыха, где воспитанницы могут посмотреть телевизор, послушать музыку, заняться рукоделием.

Одним из основных направлений в работе школы является допрофессиональное образование. Обязательным для воспитанниц является обучение в учебных мастерских, где девочки изучают швейное дело. Они сами шьют себе школьную форму, костюмы для спектаклей, готовят работы для районных выставок, изучают историю создания русского костюма, шьют одежду для повседневной носки. С особой трепетностью готовят себе платья для выпускного бала. По результатам обучения в учебных мастерских девочкам присваивается специальность «Швеи-мотористки» и вручается Удостоверение. Современные условия жизни требуют иного понимания необходимости профессиональной подготовки воспитанниц. Программа школы нацелена на социальный рынок труда, чтобы выпускницы были востребованы в дальнейшей самостоятельной жизни, поэтому в школе работают следующие кружки: компьютерная адаптация, декоративно-прикладное искусство, право, изобразительное искусство.

Выявление и развитие способностей каждой воспитанницы, формирование духовно  богатой, физически здоровой, творчески мыслящей личности, обладающей прочными базовыми знаниями, способной адаптироваться к условиям современной жизни. Эти цели преследуют учителя школы. Значительное место уделяется индивидуальной работе учителей –предметников с воспитанницами, поступившими в школу с очень низким образовательным уровнем в целях ликвидации пробелов в знаниях.

В школе есть свои традиции. Под руководством воспитателей девочки разрабатывают сценарии праздников (День Знаний, День учителя, Новый год, 23 февраля, 8 марта,  торжественную линейку, посвященную вручению паспорта РФ, выпускной бал), ежегодно 9 мая воспитанницы участвуют в возложении венков павшим в годы Великой отечественной войны, организуются экскурсии по достопримечательностям области и промышленным предприятиям, принимают активное  участие в школьных и районных выставках, посещают храм, с духовным настоятелем организовывают праздник Пасхи для местных прихожан, совместно с представителями клуба « Бизнес и культура» устраивают Званный ужин.

Администрация Чеховской специальной общеобразовательной школы осуществляет защиту прав и законных интересов несовершеннолетних воспитанниц, выступая посредником между воспитанницами и специалистами различных  социальных служб, ведомств и административных органов, с целью оказания социальной поддержки во время обучения и помощи в решении их дальнейшей судьбы, налаживании утерянных связей с родственниками, оформлению пенсии по потери кормильца, паспорта РФ по достижении 14-летнего возраста, гражданства РФ, полисов обязательного медицинского страхования.

После выпуска  связь с воспитанницами не теряется. Администрация школы совместно с координатором поддерживают переписку с Комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав по месту регистрации выпускниц с целью наблюдения за их дальнейшей судьбой. Совместно с районными административными органами и ведомствами помогают девочкам решить жилищные проблемы и вопросы трудоустройства. Бывшие воспитанницы приезжают в школу после выпуска, звонят сотрудникам. 

По своей социальной сути Чеховская специальная общеобразовательная школа- это институт, который помогает вернуть ребенка от криминального прошлого к полноценной гармоничной жизни, сформировать личность, способную приносить пользу своей семье и всему обществу в целом.