Роль и место дополнительного образования в системе реабилитации подростков с девиантным поведением

«У каждого ребенка в глубине души
спрятаны колокольчики. Надо только отыскать их,
затронуть, чтобы они звенели добром и веселым звоном»
В.А. Сухомлинский

Федеральный закон «Об образовании» определил дополнительное образование как одно из самоценных и социально значимых видов образования детей. В связи с этим система дополнительного образования приобретает все большее значение при обучении и воспитании ребенка. Дополнительное образование, способствующее раскрытию и развитию индивидуальных способностей ребенка, его образовательных интересов, а также самореализации и профессиональной ориентации, является чрезвычайно важным и необходимым для каждого ребенка не зависимо от его уровня развития, сформированности интересов, мотивации к обучению и уровня материального состояния его семьи. Однако, несмотря на понимание приоритетности воспитания в процессе образования, декларирование ценностей социальной активности, реальная педагогическая практика требует поиска таких форм работы, которые бы отталкивались от запросов и проблем сегодняшнего дня и соотносились бы с особенностями контингента нашей школы. Формы педагогической работы с детьми, основанные на механической передаче знаний и умений от воспитателя воспитаннику, не справляются с этой задачей. Ни одну важную жизненную проблему невозможно решить теоретически. Познать себя подрастающему человеку можно лишь попробовав собственные силы в разносторонней деятельности. И чем шире у него круг интересов, разнообразнее общение с друзьями и взрослыми — тем больше возможностей понять, что он собой представляет, на что способен, по какой жизненной стезе пойдет.
Что на самом деле даёт дополнительное образование? Возможность увидеть результат своего труда, от которого дети подчас приходят в восторг. Очень важно раскрыть в детях творческие способности, некий талант, найти то, что подростку интересно, но в силу жизненных обстоятельств ранее у ребёнка не было возможности найти занятие в связи со своим интересом, душевной потребностью. И если ребёнку будет интересно, то, конечно же, он будет стремиться туда, где ему будет хорошо и комфортно, а значит, в школу, а за этим последуют и результаты в учёбе.

Огромным плюсом дополнительного образования всегда являлось деятельностное образование, обучение через практику — в общем-то, единственный вариант массового образования, который может быть эффективным в работе с проблемным ребенком. При этом становится понятным, что от педагога, работающего с подростком «группы риска», в первую очередь будет требоваться профессионализм воспитателя, а уже потом — танцора, спортсмена, художника и пр. Именно поэтому в нашей школе дополнительному образованию придается такое значение.

Дополнительное образование детей – это полноправная структурная единица воспитательной системы нашей школы, выполняющая широчайший спектр воспитательных функций, призванная решать ряд педагогических задач, которые стоят перед учреждением в целом.

Если максимально лаконично выразить основные задачи, поставленные школой перед системой дополнительного образования, то они сводятся к одной глобальной цели: научить детей быть достойными гражданами общества и способствовать их успешной социализации. Таким образом, нашим воспитанникам необходимы образовательные услуги, направленные на успешную социализацию. Они нуждаются в освоении навыков, умений, социальных технологий, которые позволят им стать успешными гражданами правового общества. Это означает, что основная работа по выполнению этой задачи смещается во внешкольное пространство, во внеурочную деятельность. Именно система дополнительного образования обладает всеми необходимыми возможностями, чтобы предложить детям новый тип образовательных услуг, который поможет им сформировать ключевой набор компетентностей современного гражданина.

При планировании системы дополнительного образования школы мы старались ориентироваться на решение следующих задач:

  • Стремиться к созданию единого «воспитательного пространства» школы путем интеграции основного общего и дополнительного образования.
  • Обеспечить эффективность профилактики асоциального поведения воспитанников, правонарушений и других негативных явлений за счет организации максимальной занятости обучающихся через развитие системы дополнительного образования.
  • Способствовать развитию участия обучающихся в жизни школы; содействовать проявлению социальной активности.
  • Продолжать искать и активно использовать нетрадиционные формы работы с учащимися в рамках дополнительного образования.
  • Отработать наиболее эффективные технологии преподавания предметов дополнительного образования.
  • На занятиях в системе дополнительного образования внедрять методы, приемы и техники со здоровьесберегающей направленностью
  • Обеспечить повышение уровня педагогических работников, осуществляющих реализацию дополнительного образования.
  • Укреплять взаимодействие с заинтересованными органами, общественными и другими организациями.

Преемственность между базовым и дополнительным образованием вносит вклад в обеспечение вариативности образования. Многие дополнительные образовательные программы становятся продолжением базовых образовательных программ, существенно углубив их содержание и дав при этом детям актуальные прикладные навыки.

Основная задача, которая решается при этом, - обеспечение социализации образования в тех областях знаний, к которым дети проявляют устойчивый интерес. Процесс внутренней интеграции дополнительного и базового образования реализуется через осуществление межпредметных связей, создания интегрированных образовательных программ, включения в образовательные занятия элементов досуговой деятельности, практическое применение полученных знаний.

Реализация образовательных программ идет через организацию учебных занятий во второй половине дня. Форму занятий выбирает сам педагог в соответствии с поставленными задачами и исходя из психофизиологической целесообразности. Обязательно использование дифференцированного подхода к организации деятельности в объединении: вовлечение каждого ребенка в деятельность, поддержка социальной активности детей.

Мы стараемся использовать разнообразные формы организации дополнительного образования.

Занятия в кружках позволяют получить нашим воспитанникам опыт успешности, реализовать свои возможности и развить задатки и способности. Позволяют, возможно, впервые в жизни, создать творческий продукт деятельности, имеющий социальное значение. Особенность нашей кружковой работы заключается в том, что мы придаем большое значение социальной значимости результата. Например, на занятиях ИЗО, швейного дела и декоративно-прикладного творчества девочками были созданы декорации и костюмы для общешкольных праздников. Наиболее удачные работы детей украшают интерьер школы. Есть традиция – дарить подарки, сделанные своими руками, на праздники сотрудникам школы и ветеранам.
Важным условием успешной социализации наших воспитанников является допрофессиональное образование. Обязательным для воспитанниц является обучение в учебных мастерских, где девочки изучают швейное дело. Они сами шьют себе школьную форму, костюмы для спектаклей, готовят работы для районных выставок, изучают историю создания русского костюма, шьют одежду для повседневной носки. С собой трепетность готовят себе платья для выпускного бала. По результатам обучения в учебных мастерских девочкам присевается специальность «Швеи-мотористки» и вручается Удостоверение. Современные условия жизни требуют иного понимания необходимости профессиональной подготовка воспитанниц. Программа школы нацелена на социальный рынок труда, чтобы выпускницы были востребованы в дальнейшей самостоятельной жизни, поэтому в школе работают следующие кружки: компьютерная адаптация, декоративно-прикладное искусство, право изобразительно искусство.

Проведя анализ работы спецшколы за прошедший учебный год, можно сделать вывод, что занятость детей во второй половине дня – основа всей учебно-воспитательной и профилактической работы в школе.
Дополнительное образование вносит существенный вклад в образовательный процесс, в воспитание и оздоровление учащихся. Система внеурочной занятости детей, сложившаяся в нашем образовательном учреждении, направлена на то, чтобы школьная жизнь стала для них интересной и полезной.

Перспективными направлениями для дальнейшего развития системы дополнительного образования нашей школы являются:

  • разработка и внедрение в практику новых форматов предоставления образовательных услуг;
  • привлечение внешних ресурсов, налаживание социального партнерства;
  • выход на социально-проектную деятельность;
  • создание системы мониторинга дополнительного образования;
  • развитие профилактического потенциала реализуемых программ дополнительного образования